В закон о контрактной системе внесены первые крупные изменения и дополнения
В действовавший ранее федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как известно, было внесено более 30 изменений и дополнений, что было крайне неудобно правоприменителям и послужило одной из причин его отмены, но они вносились в период его действия.
Парадоксально, что во вступивший в силу с 1 января 2014 года федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» еще до вступления его в силу внесены изменения федеральным законом от 2 июля 2013г. №188-ФЗ и федеральным законом от 28 декабря 2013г. №396-ФЗ, несмотря на то, что проект данного закона разрабатывался и обсуждался длительное время. В связи с этим возникает вопрос, какова будет судьба этого закона и не будет ли он «подправляться» неоднократное количество раз.
Часть внесенных изменений в закон о контрактной системе и другие законодательные акты законом №396-ФЗ можно рассматривать как юридико-технические и редакционные, вызванные необходимостью убрать редакционные огрехи и привести в соответствие с новым законом о контрактной системе правила иных федеральных законов. Однако ряд изменений и дополнений являются довольно существенными. Обстоятельный анализ внесенных изменений в закон №223-ФЗ был сделан О.А.Беляевой (см.: «Аукционный вестник» №175 от 31 января 2014г.).
Рассмотрим некоторые из изменений и дополнений, внесенных в специальное законодательство о государственных и муниципальных закупках. Так, приведена в соответствие с законом о контрактной системе терминология и некоторые правила федерального закона от 29 декабря 1994г. №79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и федерального закона от 29 декабря 2012г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Вместе с тем, непонятно, почему при принятии закона о контрактной системе либо законом № 396-ФЗ соответствующие изменения не внесены в федеральный закон от 13 декабря 1994г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и федеральный закон от 2 декабря 1994г. №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Очевидно, что их тоже надо приводить в соответствие с законом о контрактной системе.
Изъяты из сферы действия закона о контрактной системе в дополнение к предусмотренным исключениям также отношения, связанные с закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (что вполне обоснованно с точки зрения специалистов)[1]; назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ; а также привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Изменены некоторые правила участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках. Прежде всего следует отметить, что внесены изменения в федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которыми в качестве инфраструктуры поддержки субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства обозначено участие их в государственных и муниципальных закупках. Однако особые правила участия в государственных и муниципальных закупках установлены в законе о контрактной системе только для субъектов малого предпринимательства, и закон №396-ФЗ не установил специальных правил участия средних предприятий, что представляется недоработкой законодателя.
В дополнение к имевшимся исключениям в ч.1 ст.30закона о контрактной системе исключена также обязанность заказчиков проводить закупки у субъектов малого предпринимательства услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
Изменено правило об учете объема закупаемых товаров, работ, услуг в совокупном годовом объеме закупок заказчика. Если до внесения изменений при признании несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении участников- субъектов малого предпринимательства заказчик вновь осуществлял закупку в соответствии с общими правилами, но в годовом отчете такой объем засчитывал в качестве объема товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства, то в соответствии с внесенными изменениями законом №396-ФЗ в таких случаях закупаемые товары (работы, услуги) не засчитываются в счет объема ( не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком), который заказчик должен закупить у субъектов малого бизнеса.
Подверглась изменению ст.31 закона, в которой установлен перечень требований, предъявляемых к участникам закупки. Так, вместо обязанности заказчика предъявлять требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено право заказчика устанавливать такое требование. Перечень требований дополнен новым п.9 ч.1 ст.31, установившем требование об отсутствии между заказчиком и участником конфликта интересов, под которым понимается аффилированность заказчика с участником закупки, т.е.случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе индивидуальным предпринимателем - участниками закупки либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Понятие выгодоприобретателя, содержащееся в ч.19 ст.34 закона, осталось без изменений.
При этом части 19-21 ст.34, устанавливающие требование участника предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, органах управления юридического лица лишь при превышении начальной цены контракта размера, установленного правительством РФ, утрачивают силу.
Изменился способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в следующих случаях:
1) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
2) заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.
Вместо запроса предложений в данных случаях закупка будет проводиться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев проведения запроса предложений(ч.2 ст.83) дополнен п.10, в соответствии с которым осуществление закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг будет также проводиться путем запроса предложений.
Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (ст.93) дополнен еще следующими случаями:
- определение поставщика распоряжением правительства РФ по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении закупок бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, выборов в органы государственной власти субъектов РФ, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов в муниципальных образованиях с числом избирателей свыше двухсот тысяч человек;
- заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в случае, если запрос предложений (п.3 ч.2 ст.83), признан не состоявшимся;
- заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией;
- аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, определенных соответственно правовым актом правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. В указанных правовых актах устанавливаются наименование заказчика, информация об арендуемом объекте недвижимого имущества с указанием его мощности, цена такого контракта, а также срок аренды. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями ст. 22 закона о контрактной системе.
Последние два случая (приобретение и аренда нежилого здания (помещения) вызывают особый интерес, поскольку закон №94-ФЗ не распространялся на размещение заказов на приобретение и аренду недвижимости. В закон о контрактной системе впервые включено положение о приобретении недвижимого имущества и аренды имущества для государственных и муниципальных нужд (п.3 ч.1.с.1), однако при принятии закона способ определения продавца недвижимости и арендодателя не был определен.
Согласно принятым дополнениям, определен способ определения продавца нежилого здания, сооружения, строения или помещения и арендодателя соответственно аренды нежилого здания (строения, сооружения, помещения), но не установлен способ определения продавца и арендодателя при приобретении и аренде жилого помещения для государственных и муниципальных нужд, хотя ст.8 закона №396-ФЗ был изменен п.6 ст.13 федерального закона от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который дополнен возможностью приобретения любых объектов недвижимого имущества в государственную собственность в соответствии с правилами законодательства о контрактной системе. Следует отметить, что правила о строительстве и приобретении государством жилья для обеспечения военнослужащих и иных установленных категорий лиц наименее разработаны по сравнению с обеспечением других государственных нужд.